Редактор коллажей
PinBoard
Конкурс коллажей
Instagram

Анна Кошечкина

Ретроспектива с панорамным видом

Архитектурная история не статична. На смену предыдущей приходит следующая, являясь отражением своего времени. История архитектуры чем-то напоминает костюмированную драму, которая часто многое рассказывает о том времени, когда она поставлена.

При поверхностном взгляде на архитектуру авангарда можно охарактеризовать её как набор нескольких приёмов: ленточное остекление, плоская кровля, свободная планировка, авангардные колонны, простые объёмы, но это всего лишь верхний слой. Настоящий авангард в свободе, эксперименте, в упразднении устаревших норм и их переизобретении.
Архитектурный авангард зародился на западе в первой половине XX века на волне разрушения стереотипов и создания нового мира, но раскрылся в полной мере в Советской России. Нужно понимать, что русский авангард — не то же самое, что авангард мировой. Русский авангард — уникальный культурный продукт, который мог появиться только в сложившемся историческом контексте.
Первое послереволюционное десятилетие в России — это время больших экспериментов и надежд. Архитектурный авангард с середины 1920-х по начало 1930-х стал радикальной идеей, способной перевернуть строительную индустрию, он был откликом на технический прогресс и системный культурный кризис. Новые социальные задачи подстегнули архитекторов-конструктивистов на создание множества проектов зданий новой типологии: фабрики-кухни, дома-коммуны, школьные комбинаты, бани-бассейны, целые поселки. Детские сады в 300 метрах от дома, прачечные, коворкинги — всё это есть в нашей современной жизни благодаря идеям архитекторов-конструктивистов.

«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм», — декламировал В.В. Маяковский.

Вместе с общественно-утилитарными переосмыслялись и культурно-досуговые потребности нового советского общества. На смену избам-читальням приходили дома культуры и клубы. Здания театров не только приобретали грандиозные масштабы, но и наделялись многими функциями, а также оснащались новейшим оборудованием. Одним из пионеров в строительстве театрального здания, рассчитанного на массовые театральные действия, стал Драматический театр им. Горького в Ростове-на-Дону. Максимализм молодой страны Советов, при протекции местных активистов у власти создали поистине уникальное здание, которое на момент строительства стало самым крупным театральным зданием в Советском Союзе и Европе.
Проект, разработанный в 1930 – 1932 г.г. вошел в отечественные и зарубежные издания по истории архитектуры, а в музеях городов Осаке и Лондоне представлен в виде макетов, как образец самого грандиозного многофункционального театрального здания в стиле конструктивизм.
Образ театра, построенного в 1932 – 35 гг. по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха, сложился настолько яркий, что сразу вывел здание за рамки того или иного течения в архитектуре советского авангарда.

«Стиль архитектуры Ростовского театра нельзя охарактеризовать каким-либо одним традиционным "измом". Архитекторы берут лучшее у конструктивизма — ясную организацию плана, напряженную контрастность форм, обостренное чувство современной конструкции и сочетают все это с декоративностью большого замысла», — писал тогда журнал "Архитектура СССР".

Ростов-на-Дону получил большой культурный центр, готовый показать любой, самый масштабный спектакль, а также принять в своих стенах огромное количество людей для проведения различных мероприятий. Здание театра вмещает два зала и летний амфитеатр. А в настоящее время перед главным фасадом театра проходят демонстрации и воинские парады, устраиваются праздничные представления и гулянья, а вечером лобная часть театра может служить гигантским экраном для кинопоказа.